Скульптура ангела из мрамора на могилу
Скульптура ангела в белом мраморе – это то удачное сочетание темы, как таковой, и материала, которое трудно где еще-либо встретить. Небесность ангела и чистота христианского мрамора крайне близки друг к другу, поэтому так часто на мемориалах и могилах используется изображение белого ангела.
Согласно христианским представлениям, при крещении человек получает своего ангела-хранителя. Этот ангел помогает своему крестнику в земной жизни, направляет на путь истинный. Ангелы сопровождают души умерших на небеса, молятся об усопших и живущих. Скульптурное изображение ангела утвердилось в Средние века, и как считается, в России стала повсеместной после реформ Петра I. На могилах маленьких деток принято было изображать трогательных ангелочков, которые олицетворяли невинную душу умершего ребенка. Затем надгробие в виде мраморных ангелов стали устанавливать на женских и мужских могилах.
Ангел может быть изображен в виде рельефа на каменной плите или представлять из себя полную фигуру или полуфигуру. Иногда на надгробие может быть только лик и крылья ангела. Бывают случаи, когда надгробие украшается лишь крыльями или одним крылом. Все эти элементы отсылают нас к святости, духовности, небесной жизни, скорби и вечной памяти. Художественный образ можно дополнить сопутствующими атрибутами мемориальной тематики. В мраморе можно вырезать изображение свечи или цветка. Или же создать специальную нишу или выступ для возможной установки настоящей свечи и вазы с цветами.
Устанавливая скульптуру ангела на могиле, родственники тем самым хотят, чтобы всякий, кто подходил к могиле, молитвенным словом вспомнил того, над кем мраморный ангел склонил свою голову, распростер свои крылья.
Ангелы, выполненные в мастерской Сергея Казанцева
Сложности в работе с мрамором
В скульптуре самым трудоемким материалом считается камень. Камень не прощает ошибок. Материал снимается в буквальном смысле по миллиметрам. Если снял лишнее – обратно уже не приклеить. Ответственен и выбор камня! В камне не должно быть трещин. Транспортировка мрамора или готового изделия тоже очень ответственное дело. Вес одного только блока может превышать десятки тонн. Все процессы от добычи камня до его обработки требуют использования специализированного оборудования и техники. Чем плотнее структура камня – тем скорее стачивается инструмент.
Помимо трещин мраморные блоки могут таить в себе еще одну опасность. Бывает так, что цветные пятна, крайне неудачно попадают на лицо скульптурных портретов. В таком случае приходиться брать новый камень и начинать всю работу заново. Это пятно невозможно сразу распознать, так как оно находится в глубине каменного блока и до него нужно еще добраться, миллиметр за миллиметром счищая поверхность глыбы.
Мраморная скульптура в мастерской Сергея Казанцева
Мрамор относят к камням средней плотности. В сравнении с гранитом, он меньше сопротивляется обработке, но это не освобождает скульптора от особой ответственности. Камень есть камень, для обработки мрамора требуется большой опыт.
Сергей Казанцев считается одним их единственных в России мастеров, который имеет столь долгий опыт работы в мраморе – более 50 лет. Коллекция его работ – обширна, насчитывает более 500 экземпляров. Скульптуры Казанцева находятся в музеях и частных коллекциях России, Европы и Америки. Уникальной красотой обладают его композиции из многоцветного пуштулимского мрамора. Пуштулим – это российский камень, который добывают на Алтае. С работами художника можно ознакомиться в его творческой мастерской в Подмосковье, в 25 км от Москвы в Истринском районе, д. Борзые.