Что такое скульптура ?

 


Что такое скульптура?

//статья в работе//

Главное общее свойство всех скульптур – объем. А это значит, скульптура, как все реальные предметы, имеет три измерения (высоту, ширину, глубину). Эта объемность не иллюзиорная, как в живописи, а реальная. Ее можно ощутить физически, прикасаясь к скульптуре. Конечно, не желательно трогать скульптуру руками, чтобы их не повредить. Произведения скульптуры всегда несут на себе печать не только таланта и индивидуальности мастера, но также чувства, переживания, представления о красоте, политические веения мира людей того общества и времени, когда они создавались.

«Скульпере» в переводе с латинского означает «высекать», «вырезать». У этого слова есть синоним «ваяние». Скульптора нередко также называют ваятелем, а его творение – изваянием.

Известный итальянский скульптор, ювелир и писатель XVI века Бенвенутто Челлини писал: «Скульптура по меньшей мере в восемь раз превосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точками зрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».

Величайший скульптор XX века Огюст Роден говорил: «Нет ни одного мускула в человеческом теле, который не реагировал бы на наши чувства. Мускулы выражают умиротворение и гнев, радость или отчаяние...»

Смысл скульптурного произведения выражается через движение тела. Обнаженная натура – одна из самых прекрасных и самых сложных форм в природе.
Для восприятия скульптуры чрезвычайно важен круговой обход. Каждая новая точка зрения по-новому раскрывает фигуру в пространстве, сложность и динамичность ее контура и силуэта.
В отличие от живописи, в скульптуре освещение и рождаемые им свет и тень на поверхности статуи не изображены, а также реальны, как реальны объем и пространство, в котором находится произведение. Поэтому они могут меняться и по-разному воздействовать на восприятие зрителя.

Монументальная.
Монументально-декоративная скульптура используется для оформления архитектурного сооружения, фасада или интерьера здания и парковых ансамблей. Подобная скульптура зачастую носила поучительную или образовательную функцию. Поэтому скульптурные композиции средневекового собора нередко называли «библией для неграмотных».
Монументальная скульптура или памятник являются органичной частью городского пространства. В этом особую роль играют постаменты. Они соответствуют размерам и назначению скульптур и гармонично соотносятся с окружающей архитектурой и городской застройкой. В этом жанре скульптуры чрезвычайно важен контур и силуэт статуи в окружающем пространстве, на которые следует обращать особое внимание, для лучшего понимания созданного автором художественного образа.

Станковая.
Небольшие скульптуры, имеющие самостоятельное значение, не являющиеся частью архитектурно-скульптурного ансамбля, предназначенные для общественных и жилых помещений, называются «станковые». Станковые скульптуры удобнее рассматривать вблизи. При их восприятии большое значение имеют детали.

Портрет.
С древних времен в искусстве разных стран особое распространение получил скульптурный портрет. Важное место он занимал в Древнем Риме, где развитие скульптурного портрета изначально было связано с культом предков, а затем он приобрел не только религиозное мемориальное (памятное), но и общественное назначение. Особенное распространение получило погрудное изображение человека. Такие портреты называются бюстами.
Помимо скульптурных бюстов создавались монументальные общественные портретные статуи. Такого типа скульптуры в полный рост ставились не в частных домах, как портретные бюсты, а на площадях, в амфитеатрах (стадионах), других общественных местах. Это монументальные общественные памятники.
Жанр скульптурного портрета – бюст – был продолжен в итальянской скульптуре раннего Возрождения (XV в.). Этому способствовал возникший в эпоху Нового времени пристальный интерес к человеку, его индивидуальности.

Надгробия.
Большое место в истории скульптуры занимает мемориальная скульптура. Это – надгробия. В Средние века (X-XIII вв.) только в надгробии можно было изобразить портрет человека. В отличие от городских монументов, рассчитанных на массового зрителя, надгробия представляют собой интимное искусство, всегда выражают печать, связанную со смертью человека, или память о нем.

Мелкая пластика.
С древних времен самым распространенным видом скульптуры является мелкая пластика или декоративно-прикладная скульптура. Статуэтки могут быть сделаны из различных материалов, зачастую раскрашены, но всегда небольшого размера и предназначены, как правило, для украшения интерьера, зачастую носили мистический или обрядовый смысл.

Рельеф.
Большое место среди различных видов скульптуры занимает рельеф (от фр. relief – выступ, выпуклость). Особенностью этого вида искусства является его как бы «промежуточное» место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (например., живопись или рисунок). Рельеф, в котором объемы менее чем на половину выступают над плоскостью фона, нигде не отрываются от него, называются низким, или барельефом (от фр. baz – низкий). Рельеф, в котором фигуры выступают над плоскостью фона больше чем на половину своего объема и кажутся почти полнообъемными самостоятельными скульптурами, называются горельефами, или высоким рельефом (от фр. haut – высокий). Рельефы могут украшать светскую архитектуру, церковные здания, образовывать целые ансамбли в дворцовых интерьерах и в древних гробницах.

Материал.
Скульптор, выбирая наиболее подходящий материал для задуманного образа, должен обладать, кажется, «волшебным» глазом, острым воображением, чтобы в глыбе камня, куске дерева увидеть то, что он хочет создать. Каждый материал обладает своей спецификой, своей красотой. То, что красиво в мраморе, может совершенно не смотреться в бронзе и наоборот. Материал – не просто оболочка формы, а одно из важных средств образной выразительности скульптуры, как, например, силуэт и освещение.

Камень - гранит и базальт.
В Древнем Египте мастера выбирали для скульптуры самые прочные, долговечные породы, например гранит (твердая горная порода) и базальт (вулканическая горная порода). Воплощенные в них образы передавали не только могущество, величие, но и главную идею всей египетской культуры – представление о Вечности.

Камень - мрамор и известняк.
Мрамор (с гр. «мармарос» - блестящий). Богатейшие возможности мрамора впервые были открыты древними греками и римлянами. Это особенно эффектный и поддающийся виртуозной обработке твердый камень известковой породы. Скульпторы используют его природную чистоту, разнообразие оттенков и естественного цвета. Мрамор обладает особым свойством – светопроницаемостью, благодаря которому может возникать зыбкий световой ореол.

Дерево.
Близок к работе в камне и процесс создания скульптуры из дерева. Скульптор удаляет «лишний» материал, вырезает из куска дерева задуманную им форму. Мастер, работающий в дереве, учитывает как использовать фактуру (поверхность) и текстуру (внутреннее строение, волокна) различных пород дерева, чтобы скульптура получилась выразительной и красивой.

Глина. Терракота.
Если, работая в твердом материале, создавая свое произведение, скульптор отсекает все ненужное, то, используя мягкий материал, такой как глина, он, наоборот, добавляет, наращивает объем, добиваясь нужной формы. Работы, выполненные из мягких материалов, называют «пластика», от греческого «plastike» – лепка. Глину используют как для небольших эскизов, так и для моделей в полный размер будущей статуи. Особые сорта глины можно обжигать, получая терракот (с ит. terracotta – обожжённая глина).

Металл. Бронза.
Самый прочный материал скульптуры – металл. Бронза, медь, чугун, сталь, золото, серебро. Один из самых распространенных – бронза. Бронза практически не разрушается под действием атмосферы, лишь от времени покрывается зеленоватым налётом - патиной. В отличие от высекания, в работе с деревом и камнем или при лепке из мягкой глины бронзу в виде густой расплавленной массы льют в формы. По ее очертаниям бронза застывает и делается очень прочной. Затем глиняную форму – оболочку разбивают или аккуратно снимают, освобождая, как из скорлупы, точный бронзовый отлив уже целой скульптуры или её части. Части затем собираются и свариваются вместе.
Такие сложные технические процессы, как формовка, литье, требуют не только таланта скульптора, но и активного участия мастеров высокой квалификации – форматоров, литейщиков.


Инструменты.
Скульпторы в работе с разными материалами используют специальные инструменты. Для твердых материалов это прежде всего шпунт, с помощью которого сбивают большие куски камня. Для мрамора и других относительно мягких пород – троянка. Для снятия небольших слоев материала – скальпель или резец. Для высверливания отверстий – бурав. Для шлифовки – шкурки. Из современного электрического оборудования – шлифмашинки, болгарки, перфораторы, дрели.